Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важная особенность современного рыночного мониторинга связана с реальной прозрачностью компаний, основанной на сильном режиме раскрытия информации в корпоративной отчетности. Опыт стран с развитыми активными финансовыми рынками показывает, что раскрытие информации – это важный способ влияния на поведение компаний и средство защиты инвесторов. Надежная информация, содержащаяся в корпоративной отчетности, помогает привлечь капитал, поддержать доверие на рынках капитала в долгосрочном периоде. Стремление же компаний к сокрытию информации, непрозрачность в работе расцениваются инвесторами как признаки неэтичного поведения, что ведет к утрате доверия на рынке, существенным потерям для компании, ее акционеров и для экономики в целом.
Таким образом, корпоративная отчетность представляет собой комплекс отчетов, сформированных по международным стандартам, обеспечивающих достоверное и полное представление об экономическом потенциале и тенденциях развития корпорации, существенных рисках в условиях окружающей рыночной среды.
В зависимости от характера участия в акционерном капитале компании всех участников можно ранжировать согласно их корпоративного статуса, который предполагает право каждого участника на получение информации о деятельности компании. У каждого участника в акционерном капитале компании есть информационный запрос, который ограничивается его корпоративным статусом. При принятии повседневных решений относительно формирования своего кредитного портфеля заинтересованные участники нуждаются в информации, раскрывающей существенные аспекты, например, условия функционирования бизнес-процессов, рисков, стабильности бизнес идеи и прочее.
Таким образом, на первый план выходит концепция полезности информации, которая подразумевает не только полноту и достоверность, но и полезность информации, что позволяет сформировать объективное мнение относительно добросовестности информации, во- первых, а также финансово-экономическом положении компании и перспектив его развития, во-вторых.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что раскрытие информации о структуре компании, ее деятельности, корпоративной политике, соблюдении природоохранных стандартов и социальных норм создает доверительные отношения с персоналом, контрагентами, местным населением и обществом в целом.
Целью курсовой работы является изучение пользователей корпоративной отчетности и информационных потребностей.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы корпоративной отчетности, ее пользователей их информационных потребностей.
- провести оценку корпоративной отчетности ПАО «Ковровский механический завод»;
- изучить направления совершенствования предоставления информации корпоративной отчетности для ее пользователей.
Объектом в исследовании выступает ПАО «Ковровский механический завод».
Предметом исследования является комплекс теоретических и методических положений, сведений с оценкой корпоративной отчетности.
Теоретической основой исследования являются работы российских ученых и зарубежных авторов по проведению экономического анализа в организациях, таких как Любушин Н.П., Лукашов Р.В., Крышкин О Н., Шишкоедова Н.Н, Бычкова С.И. , Андрев В.Д., Баснукаев И.Ш., Бердникова Т.Б., Дроздов О.А., Савицкая Г.В., Ивасенко А.Р., Шеремет А.Д., Климова Н.В., Качалин В.В., Васильева Л.С., Каплан Р и др. Нормативные акты, годовые отчеты предприятия.
Информационной базой выполнения данной работы является корпоративная отчетность и приложения к отчетности ПАО «Ковровский механический завод» за 2020-2021 годы, так же была использована методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, статьи периодической печати и ресурсы Интернет.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ, ЕЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
1.1 Фундаментальные концепции и основополагающие принципы подготовки корпоративной отчетности
Основная цель корпоративного отчета - объяснить поставщикам финансового капитала, как организация создает стоимость в течение долгого времени. Корпоративный отчет полезен для всех заинтересованных сторон, которым важна способность организации создавать стоимость в течение долгого времени, включая сотрудников, клиентов, поставщиков, бизнес- партнеров, местные сообщества, законодательные и регулятивные структуры и лиц, определяющих государственную политику.
Международный стандарт корпоративной отчетности (далее "Стандарт") использует подход, основанный на применении принципов в подготовке отчета. Данный подход предназначен для достижения надлежащего баланса между гибкостью и строгими требованиями, позволяющего принимать во внимание многообразие условий, в которых осуществляет свою деятельность каждая конкретная организация, а также получать достаточную степень сопоставимости данных между организациями для удовлетворения информационных потребностей заинтересованных сторон. Стандарт не предписывает конкретные показатели деятельности, методы оценки или отражение отдельных фактов, но включает небольшое количество требований, которые должны быть применены, чтобы можно было считать корпоративный отчет соответствующим Стандарту.
Корпоративный отчет может быть подготовлен в соответствии с существующими нормативными требованиями. Он может являться самостоятельным отчетом или быть включенным в другой отчет или документ в качестве отдельной, значимой и доступной части. Он должен включать, по принципу "соблюдай или объясни", заявление лиц, наделенных управленческими функциями, о принятии на себя ответственности за отчет.
Целью корпоративного отчета является предоставление информации о ресурсах и взаимоотношениях, которые использует и на которые влияет организация - в настоящем Стандарте они совместно именуются "капиталами". Также он стремится объяснить, как организация взаимодействует с внешней средой и капиталами для создания стоимости на протяжении краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периода.
Капитал - это запас стоимости, который увеличивается, уменьшается или трансформируется вследствие деятельности организации и результатов этой деятельности В настоящем Стандарте выделяются следующие виды капиталов: финансовый, производственный, интеллектуальный, человеческий, социально-репутационный и природный капитал. При этом организации, готовящие корпоративный отчет, необязательно должны применять эту категоризацию или структурировать отчет по капиталам.
Способность организации создавать стоимость для себя обеспечивает возврат инвестиций поставщикам финансового капитала. Стоимость, создаваемая организацией для себя, взаимосвязана с стоимостью, которую организация создает для заинтересованных сторон и общества в целом через широкий спектр действий, взаимодействий и отношений. Если они существенны для способности организации создавать стоимость для себя, они включаются в корпоративный отчет.
Следующие ведущие принципы лежат в основе подготовки корпоративного отчета, определения содержания отчета и того, как представляется информация:
- Стратегический фокус и ориентация на будущее: Корпоративный отчет должен включать анализ стратегии организации и объяснять, как эта стратегия соотносится со способностью организации создавать стоимость в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах, а также с использованием ею капиталов и воздействием на них.
- Связность информации: Корпоративный отчет должен представлять целостную картину комбинаций, взаимосвязи и взаимозависимости между факторами, влияющими на способность организации создавать стоимость в течение долгого времени.
- Взаимодействие с заинтересованными сторонами: Корпоративный отчет должен содержать анализ характера и качества взаимодействия организации с ее основными заинтересованными сторонами, в том числе того, как и в какой степени организация понимает и учитывает их законные и обоснованные потребности, интересы и запросы.
- Существенность: Корпоративный отчет должен раскрывать информацию по вопросам, оказывающим существенное влияние на оценку способности организации создавать стоимость в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.
- Краткость: Корпоративный отчет должен быть кратким.
- Достоверность и полнота: Корпоративный отчет должен включать в себя все существенные факты, как положительные, так и отрицательные, в сбалансированной форме и без ошибок.
- Постоянство и сопоставимость Информация, содержащаяся в интегрированном отчете, должна быть представлена: (а) на основе, не меняющейся в течение долгого времени, и (б) таким образом, чтобы можно было провести сравнение с другими организациями, в тех случаях, когда это существенно для способности организации создавать стоимость с течением времени.
Подход, основанный на применении принципов в подготовке отчета, предназначен для достижения надлежащего баланса между гибкостью и строгими требованиями с учетом многообразия обстоятельств, в которых действуют различные организации. Этот подход также обеспечивает сопоставимость между организациями и удовлетворение соответствующих информационных потребностей.
1.2 Пользователи корпоративной отчетности, их потребности
Группы пользователей (стейкхолдеры) изучают корпоративную отчетность экономических субъектов и преследуют различные цели.
Стейкхолдеры корпоративной отчетности – это юридические или физические лица, заинтересованные в информации о деятельности экономического субъекта. При этом стейкхолдеры корпоративной отчетности могут быть представлены двумя группами: внутренними и внешними пользователями (табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Характеристика пользователей корпоративной отчетности
Стейкхолдеры Интересы стейкхолдеров
1 2
Управляющие
(руководство) Руководство контролируют деятельность экономического субъекта. Оно должно обладать всесторонней информацией, чтобы принимать грамотные управленческие решения
Работники Хотят знать перспективы относительно своей занятости, может ли экономический субъект выплачивать вовремя заработную плату. Работники заинтересованы в прибыльности и стабильности деятельности экономического субъекта
Инвесторы Важно знать прогноз будущих финансовых выгод или, наоборот, потерь, связанных с инвестициями. Инвесторов также интересуют прибыльность и способность экономического субъекта вовремя рассчитываться по своим обязательствам. Для инвесторов важно понимать, какие действия необходимо предпринимать по отношению к акциям экономического субъекта (покупать, держать или продавать)
Поставщики Для них важна информация о платежеспособности экономического субъекта, может ли он вовремя погашать свои обязательства
Покупатели Покупатели хотят знать, стабильна ли деятельность экономического субъекта, чтобы иметь с ним долгосрочные отношения, особенно тогда, когда они зависят от его деятельности
Правительственные государственные учреждения Государство настроено на получение прибыли в виде налогов, также занятости населения. Поэтому правительственным учреждениям требуется финансовая информация о деятельности экономических субъектов
К внутренним пользователям корпоративной отчетности можно отнести следующие группы. Собственники экономических субъектов – это физические или юридические лица, вложившие свой капитал в деятельность экономического субъекта в обмен на право получения определенной доли прибыли экономического субъекта и его чистых активов (в случае ликвидации).
Руководство экономических субъектов (администрация экономических субъектов) – директор и его представители, т.е. высшее руководство экономического субъекта, наделенное полномочиями выбора стратегии его развития, работы с кадрами, определения финансовых потоков экономических субъектов. Руководство отвечает за работу всего экономического субъекта в целом, за разработку плановых показателей (стратегии экономических субъектов), за достижение необходимого результата деятельности.
Руководители подразделений, менеджеры различных уровней – это наемные работники, занятые управлением на определенном участке производства или иной сферы. В их функции входят организация работ в экономическом субъекте, управление всеми производственными и финансовыми процессами, управление подчиненными. Они отвечают за выполнение плановых показателей.
Персонал экономических субъектов – работники, подразделяемые на производственный персонал и персонал, занятый в непроизводственных подразделениях.
Внешних пользователей можно представить следующей классификацией:
– с прямым финансовым интересом в деятельности экономического субъекта – настоящие и потенциальные инвесторы, деловые партнеры. Пользователи с прямым финансовым интересом на основе корпоративной отчетности экономических субъектов разрабатывают варианты предоставления кредитов и займов в части сроков их возврата, а также условий работы с экономическим субъектом. Данная подгруппа анализирует финансовое состояние экономического субъекта, результаты его работы и т.п.;
– с косвенным финансовым интересом – государственные учреждения, страховые и аудиторские компании, профсоюзы. Они анализируют информацию о перспективах будущей деятельности экономических субъектов, так косвенный интерес экономического субъекта проявляется в заинтересованности в существовании и продолжении деятельности в будущем;
– не имеющие финансового интереса в деятельности экономических субъектов. Например, органы статистики, арбитраж и биржи, правоохранительные органы. Данная группа пользователей изучает корпоративную отчетность с целью проверки законности совершенных операций в финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Например, арбитраж и аудиторские фирмы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402–ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 26.07.2019)//Собрание законодательства Российской Федерации, № 50, 12.12.2011, ст.7344
2. Приказ Минфина России № 66н от 2 июля 2010 г. «О формах бухгалтерской отчетности» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 августа 2010 г. № 18023) //Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 35, 30.08.2010
3. Абдукаримов, И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб.пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. – М. : ИНФРА–М, 2020. – 214 с. – (Высшее образование: Магистратура).
4. Вахрушина, М.А. Анализ финансовой отчетности: Учебник/ М.А. Вахрушина, 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 432 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978–5–9558–0436–1
5. Воронина, М.В. Финансовый менеджмент: Учебник для бакалавров / М.В. Воронина. - М.: Дашков и К, 2019. - 400 c.
6. Гарнов, А.П. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / А.П. Гарнов – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2020. – 365 с.
7. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2017. – 506 c.
8. Дорман, В.Н. Коммерческая организация. Доходы и расходы, финансовый результат [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.Н. Дорман–Екатеринбург: Уральский федеральный университет, ЭБС АСВ, 2021.– 108 c.
9. Канке, А.А. Анализ финансово–хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая, – 2–е изд., испр. и доп. – М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА–М, 2019. – 288 с.
10. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / Л.И. Кравченко. – 6–е изд. – М.: Новое знание, 2021. – 526 с.
11. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 800 с.
12. Романова, А.Т. Экономика предприятия: Учебное пособие / А.Т. Романова. - М.: Проспект, 2019. - 176 c.
13. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия : учебник / Г.В. Савицкая. – 6–е изд., испр. и доп. – М. : ИНФРА–М, 2019. – 378 с. – (Среднее профессиональное образование)
14. Сафронова, Н. Г. В. Лабораторный практикум по Бухгалтерскому учету Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА–М, 2021. – 224с.
15. Селезнева, Н. Н. Финансовый анализ: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2019. – 237 с.
16. Финансы предприятий: учебник для вузов по эк. спец./ Н.В. Колчина – М.: ЮНИТИ–ДАНА. – 2018. с. – 427 с.
17. Фридман, А.М. Экономика предприятия общественного питания [Текст]: Учебник для бакалавров / А.М. Фридман. - М.: Дашков и К, 2019. - 464 c.
18. Чайников, В.В. Экономика предприятия (организации) [Текст]: Учебное пособие / В.В. Чайников, Д.Г. Лапин. - М.: Юнити, 2019. - 439 c.
19. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа. / А.Д.Шеремет, Р.С.Сайфулин. – М.: Инфра–М, 2021. – 254 с.
20. Этрилл, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / П. Этрилл. - М.: Альпина Паблишер, 2020. - 648 c.